«Яков Михайлович нам сверху помогал». История создания фильма о Шапиро

 Дмитрий Руто,

30 Ноя. 2016 в 17:18

Новость:  Хорошая  |  Плохая Текущий рейтинг: 8

23 ноября в эфире «Беларусь-1» состоялась премьера фильма, который поразил многих, даже далеких от футбола людей. Хроникально-документальная картина о легендарном тренере Якове Шапиро никого не оставила равнодушным. А спустя неделю после премьеры автор сценария, корреспондент Белтелерадиокомпании Анна Эйсмонт в интервью Offside.by подробно рассказала о том, как рождался фильм «Яков Шапиро. Один за всех».

— Как и когда пришла идея создания такого фильма?

— Можно сказать, что все произошло случайно. Но ведь все случайности неслучайны. Правильно? Так вот, однажды мне позвонила режиссер, Наталья Жданович, которая делала со мной фильм о Руслана Салее. В момент звонка я находилась в начале декретного отпуска. Наталья рассказала, что в Белтелерадиокомнании работает звукорежиссером женщина – супруга тренера. Я еще подумала: «Что за женщина? Какого тренера?» И когда Наталья мне сказала, что это вдова Якова Шапиро, я просто обомлела, настолько для меня это стало шоком. Ведь она мне часто вешала в эфире микрофон на одежду, а я даже не догадывалась, кто это. И Светлана, будучи под впечатлением от фильма о Салее, как-то в разговоре полтора года назад призналась, что мечтает о подобном фильме о своем муже. Я, естественно, сразу же согласилась его снять. Но потом мне предложили делать проект «Женщины спорта», затем последовала Олимпиада. Все закрутилось, было много работы. Но я понимала, что фильм нужно обязательно выпустить в 2016 году, 23 ноября. Ведь в этот день Якову Шапиро могло исполниться 55 лет. Этот фильм делался в память о человеке. Со многими ребятами я была знакома еще со времен их выступления в Жодино. И мы делали фильм и ради Шапиро, и ради этих пацанов, которым не хватает Якова Михайловича.

— Как родилось название?

— Ночью, во время моей бессонницы, вызванной волнением. Мне уже нужно было заявлять фильм в вещательную сетку, естественно, нужно было давать название. Яков Михайлович очень любил цитаты, афоризмы, об этом говорил и Сергей Новиков. Я подумала: «Один за всех. Это же правда. Они как мушкетеры». И решила, что в конце фильма появится надпись: «Один за всех… И все за него». Когда все сделала, поняла, что другое название тут никак не подойдет. Пришла на работу, встретила Светлану и спросила ее мнение об этом названии. Она была в восторге. На утро Светлана перезвонила, сказала, что еще раз подумала над названием и решила, что это действительно то, что нужно. Он реально был один за всех. И все за него.

— От чего в первую очередь ты отталкивалась на старте работы над этим фильмом?

— Меня вдохновили рассказы Светланы о том, как ребята, друзья и воспитанники Шапиро до сих пор встречаются. Эти встречи проходят либо 11 июля, непосредственно в день смерти тренера, либо под Новый год. Я сказала, что если все получится, то эту встречу мы снимем в июле. И те кадры, которые показаны в фильме, – это реальное застолье, ничего не подстроено. Но так как это проходило очень интимно, сперва мы просто поставили камеры и дали собравшимся час, чтобы прийти в себя, пообщаться. Сами же рассматривали кабинет в доме, библиотеку Якова Михайловича. Камеры стояли вокруг собравшихся персон, выключенные, как и договаривались. И лишь спустя час, когда все расслабились, мы начали свою работу. Никто не думал о том, что снимается фильм. Показывали видео, детские фотографии. С этого все и началось.

Потом стартовала скрупулезная работа. Я собирала по частям разные отрывки из биографии Якова Михайловича. Помогала в этом семья, определенные моменты подсказывали люди, с которыми он общался. Постепенно вся информация складывалась воедино.

— Как отреагировали герои фильма на идею создать подобную картину?

— Только положительно. Все спрашивали, когда она выйдет, все ждали этого момента. Но, мне кажется, поначалу никто не понимал, каков будет масштаб, что в итоге вообще получится.

— Не боялась не справиться с такой работой?

— Боялась. Особенно в последние недели, когда мы достигли апогея в работе, когда выкладывалась «рыба» на монтажную ленту, когда нанизывались интервью. Мне надо было найти лучшие закадровые слова, которые всецело отражали бы характер, личность Яков Михайловича, а также тех людей, которые о нем говорили. Ведь это тоже немаловажно – показать, каких личностей он воспитал. На многих Шапиро повлиял очень сильно.

— Сценарий писала только ты?

— Да. По вехам разобрала биографию тренера, на это и опиралась. Пыталась показать зрителям, как сложилась судьба человека, с чего начиналась его история. Когда писала интервью, кто-то рассказывал некуо историю, а я ее потом раскручивала. Очень многие вещи (приметы Шапиро, смешные эпизоды) были рассказаны во время той летней встречи.

— Во время интервыю ты подсказывала гостям, что им следует рассказывать? Или они сами говорили, без задаваемых вопросов?

— Можете спросить любого человека: у меня даже не было блокнотика. Я садилась, складывала руки на колени – и мы просто начинали разговаривать. Могла лишь спросить, как люди познакомились с Яковом Михайловичем, что случилось тогда-то. И люди постепенно начинали раскрываться, рассказывать все больше и больше. Говорили даже о вещах, про которые никто не знал, люди делились личным. Я старалась сделать не банальное интервью, а душевный разговор, чтобы герои выходили из студии с ощущением тепла на душе.

— Какие моменты из этих разговоров произвели на тебя самое глубокое впечатление?

— Знаешь, у меня все плачут на интервью, даже мужчины. Может, это было не так заметно. Но если внимательно присмотреться, то видно, что Сергей Юрьевич Новиков был на грани, у него дрожал голос. Михаил Мироненков и вовсе плакал, у него потекла слеза. Непросто было сидеть напротив мужчины и понимать, насколько ему сейчас тяжело. Меня эта работа действительно вымотала эмоционально, я отдала все, что могла. И это, считаю, нормально.

— Даже первые минуты фильма, с архивными кадрами и твоим закадровый голосом, берут за душу.

— Мы на сей счет много совещались с режиссером. Она изначально была против, чтобы я начинала фильм именно так. Это было жестко, жестоко, наверное, семье было невыносимо смотреть. Но внутреннее ощущение мне подсказало, что нужно сразу расставить все точки над «i». Чтобы сразу стало понятно, как это все произошло, даже тем, кто мало знал Якова Михайловича или был с ним знаком. Был человек – и фактически на футбольном поле ушел из жизни. А потом, по ходу фильма, я ушла в лирику, в добрые моменты. И закончилась картина не грустно. Эта финальная песня, кадры из прошлого. Мы как будто дали шанс на то, что все будет хорошо.

— Как приходилось искать все эти уникальные раритетные фото и видео?

— Да, они действительно уникальные. Что-то было в архиве Белтелерадиокомнании. Но все-таки отправная точка – это личный архив вдовы Якова Михайловича. Были маленькие вырезки из газет, которые больше нигде нельзя найти. Мы оцифровали это все, отсканировали. Все останется на память.

— Помимо историй и видео, заметок, какую еще помощь оказывала семья? Может, вы вместе занимались монтажом?

— Хочу сказать, что никто не влиял на работу. С Никитой Шапиро я записала интервью практически одним из последних. Это было на даче, у камина. Со Светланой – тоже. Она все время спрашивала, чем помочь. Но когда я начитывала текст, а она работала звукорежиссером, мы договорились, что не будем с ней работать. Я не думаю, что она спокойно слушала бы текст. Она должна была увидеть конечный материал уже в эфире. И то, какое интервью оставить, что убрать, мне подсказывала душа.

— Что касается гостей, может, кто-то отказался или кого-то не удалось пригласить?

— К сожалению, мы не успели снять Леонида Кучука. Просто банально не хватило времени, а к нему надо было лететь. Но если через своего сына он передал свой телефон, значит, согласие на интервью было дано. Надеюсь, еще будет шанс пообщаться с ним на сей счет.

Все, кто был в кадре, сыграли свою на том или ином отрезке. Ермакович, Дрозд и Лисовский говорили об одних моментах жизни Шапиро, Капский – о других. Юрий Малеев шедеврально рассказал историю о поездке на автобусе в Швейцарию, когда после 56 часов в дороге команда выходила босиком. Были кадры с пресс-конференции после того трагического матча. 

— Есть ли истории и моменты, которые не вошли в фильм, но о которых можно рассказать сейчас?

— Юрий Пунтус рассказывал, что мог очень сильно поругаться с Яковом Михайловичем, который был весьма темпераментным человеком. Капский рассказывал, что дико ревновал. Дело в том, что «атаковцы», которые пришли в БАТЭ, где главным был Пунтус, все равно бежали к Якову Михайловичу за советом. И Анатолий Анатольевич не понимал, почему так происходит, и ревновал. Но все это было, естественно, не со зла.

Еще Юрий Иосифович рассказывал историю, на которой я не сделала акцент в фильме. В шальные 90-е Шапиро на всякий случай признался Пунтусу, что дома есть тайник, где спрятаны важные документы и записи.

Была еще история. Какой-то спонсор дал деньги Якову Михайловичу на квартиру. Ведь Шапиро жил в «однушке», где в тяжелые времена на кухне ночевал Сергей Боровский. Семья Шапиро сделала на кухне специальное место, и сколько там футболистов переночевало, сложно сосчитать. Так вот, спонсор дал денег, чтобы Яков Михайлович улучшил свои жилищные условия. А он пришел как-то домой и говорит жене: «Знаешь, тут футболистам не платят зарплату, пойду с ними рассчитаюсь». В итоге он взял все деньги и раздал ребятам. Эту историю Светлана не могла рассказать на камеру, потому что стеснялась, думала, что ей не поверят. Но это реально случилось.

Друг Шапиро, Александр, тоже был в фильме. Он рассказывал, что Яша таким бескорыстным был с детства. Говорит, что сам как-то поругался с родителями, ушел из дома. Куда пойти? К Шапиро, который только вернулся из армии. Мама у него уехала на неделю в санаторий какой-то, поэтому Яков приютил без проблем. Наутро Александр просыпается и слышит говор в квартире. Оказывается, приехал друг Якова из Грузии, с которым они когда-то служили. Этот грузин проездом в Минске, и Шапиро и его приютил на пару дней. Потом приехал друг из Молдовы – тоже остановился в этой квартире. И вот так, четырьмя мужиками, они и жили неделю.

— Были ли моменты при создании фильма, когда ты плакала?

— Да, когда написала последние строчки. Я написала вступление, написала финал. И заплакала. Во второй раз это случилось, когда была готова «рыба», когда просматривала материал. А потом у меня просто не было на это права,  нужно было абстрагироваться.

— Достигла той цели, которую ставила перед собой?

— Думаю, да. Но не я, а мы. Все те, кто работал над этим фильмом. Отдельно хочется поблагодарить режиссера Наталью Жданович и проделавшего огромную работу оператора Павла Романеню. Мне даже неловко пересказывать те слова, которые мне писали после эфира очень важные в нашем футболе люди. И сами ребята прониклись фильмом до глубины души.

— Какую реакцию общественности ты ожидала после премьеры?

— Я понимала, что многие уже и подзабыли историю Якова Михайловича. Фильм шел на «Беларусь-1». Аудитория неспортивного канала была абсолютно разная. Я всегда об этом помнила, когда писала сценарий. Понимала: нужно, чтобы любой человек, который включит телевизор, увидел бы историю отличного, выдающегося человека. Он мог быть артистом, художником, тренером. Кем угодно. Но это история об очень классном человеке, который так прожил свою жизнь, что до сих пор без дрожи в голосе о нем никто не говорит. Думаю, до зрителей мы достучались.

— Одним из самых ярких эпизодов фильма стала финальная песня. Как возникла идея завершить ей картину и как на это отреагировали герои?

— Когда я увидела кадры, где игроки «Торпедо» пели песню, а Яков Михайлович задумчиво сидел, сразу поняла, что закончу этим фильм. Хотела показать, что жизнь продолжается, а память о Шапиро будет жива. Но вообще изначально идею такой концовки подкинула Светлана. Правда, я поначалу не поверила в реальность ее исполнения. Ведь, представь, каково это – пригласить футболистов в студию, посадить или поставить перед камерой. А тут нужно было прийти и спеть! У нас была другая шальная идея – повторить танец, который они исполняли на поле. Я, конечно, уже не настаивала, но такая концовка была бы идеальной. В итоге обошлись песней.

Тут вот еще какой момент. Яков Михайлович, конечно, большой молодец. Он так воспитал всех своих ребят, что просто удивляешься. Все они так смотрели на Светлану, слушались ее беспрекословно. Она для них была неким отражением Якова Михайловича. Ребята безмерно уважают всю семью Шапиро. Этим невозможно не восхищаться.

— Были ли импровизации и отступления от сценария по время съемок?

— Конечно, импровизация была всегда. Хочу рассказать по этому поводу еще одну историю. Во время паузы на матч сборной я договорилась, что в один день мы снимаем в Жодино, на следующий – в Борисове. В Жодино я приглашаю Мархеля, Цаплюка и Родионова. И такая погода ужасная была утром, что Юра сначала и не поверил, что будем работать в такое ненастье. Но как только мы доехали до города, погода стала будто сказочной. Светило солнце, ничего не капало. Записали интервью с героями, все шикарно. На завтра та же история с Борисовом. Приезжаем – погода ужасная. Но когда из Дудинки приехали Дрозд, Лисовский и Ермакович, начало светить солнце. Видимо, Яков Михайлович сверху помогал. Были такие моменты, когда казалось, что ничего не получается, и руки опускались. Но все в итоге срасталось.

С Геннадием Невыгласом целый месяц никак не могли встретиться, графики не совпадали. Но он никогда не оказывался. И в итоге мы встретились и все сделали шикарно. Мироненков приехал — быстро записали и с ним интервью.

— Ты веришь, что этот фильм будет интересен и актуален и через пять или семь лет?

— Абсолютно. Потому что он рассказывает о вечных ценностях: о дружбе, о верности своему делу. На истории о Якове Михайловиче Шапиро можно просто воспитывать молодежь и юниоров. ,Нужно показывать как стоит верить в своих учителей, прислушиваться ких  советам. Воспитательный момент в этом кино присутствует на 100%. И такой фильм – на года.

Фото: Павел Романеня, Наталья Эйсмонт

Упомянуты:
Поделиться:

Комментарии:

или

1 декабря 2016 г. 9:31:17 #

"картина о легендарном тренере Якове Шапиро не никого оставила равнодушным." не никого?))) что с сайтом чего не обновлялся?)


Ответить
4 декабря 2016 г. 15:22:38 #

Огромное спасибо за интересное интервью Дмитрию, и за классный фильм Анне.
offside вы как всегда молодцы


Ответить
9 декабря 2016 г. 18:59:08 #

Все на высшем уровне, молодцы!


Ответить
Новости
  • Все
  • Важное
  • Мои новости
Показаны все новости
10/6418
Вперед >