Гербарий: логотипы клубов белорусской Высшей лиги | offside.by

Гербарий: логотипы клубов белорусской Высшей лиги

 Алексей Архипов,

28 Июнь 2013 в 16:42

Новость:  Хорошая  |  Плохая Текущий рейтинг: 10

Алексей Архипов уверяет, что логотип клуба является одним из самых важных его атрибутов, и решается «пройтись» по «лицам» представителей белорусской Высшей лиги. Что из этого получилось – в материале на offside.by

Если утрировать, то оценку эмблемы стоит проводить по двум главным критериям. Во-первых, логотип – это история. Он должен уметь говорить. Английский язык довольно однозначно называет футбольные лого словом “crest”. Что в переводе означает не что иное как «герб». Поэтому к разработке и отрисовке данного элемента атрибутики стоит подходить соответствующе, ведь многие клубы, как и города, в течение своей жизни уже давно перешагнули отметку в средний человеческий возраст. Но, конечно, здесь главное – не перестараться.

Во-вторых, в современном мире логотип – это товарный знак. Здесь ничего не попишешь: эмблема должна быть еще и коммерчески привлекательной. Поэтому в последние годы многие европейские клубы отказываются от использования полюбившихся фанатам девизов и мелких деталей в пользу упрощения. Таким образом выделяется главное: то, благодаря чему легко узнают и, соответственно, купят.

Рецепт этого текста очень прост. Берем эмблемы клубов Высшей лиги (12 штук), рассматриваем их с обеих сторон (историческая и коммерческая привлекательность), добавляем щепотку сарказма (без него в нашем футболе никак) и здравого смысла (в нашем футболе практически без него). Оценки, разумеется, субъективные, с ними можно и нужно спорить, но кто-то же должен это написать. Приступим.

ФК «Днепр» Могилев

История: 9/10

Коммерческая привлекательность: 8/10

Окидывая взглядом все представленные экспонаты, сказать что-то плохое об эмблеме могилевского «Днепра» просто язык не поворачивается. В плане истории все здорово – тут нам и герб города (в текущей вариации сохранены даже рыцарь в воротах и «погоня», но представленный в тексте выглядит презентабельнее), и буйная река, и даже мяч, как ассоциация с футболом. Оценка снижена за использование короны. В 1960 году Российская империя уже почти 40 лет, как сменилась советским строем, поэтому последняя военная резиденция царя исторически к клубу отношения иметь не может. Если же это отсыл к чемпионскому сезону 1998 года, то лого БАТЭ могло бы выглядеть, например, вот так:

С точки зрения сейл-менеджера хочется отметить хороший уровень графики, но, несмотря на сравнительно недавний редизайн (лого «Днепр-Трансмаш», используемое до 2006 года не хочется даже вспоминать), в будущем стоит ожидать упрощения эмблемы.

ФК «Белшина» Бобруйск

История: 2/10

Коммерческая привлекательность: 2/10

Любителям контрастов – чудо-юдо-рыба-кит, гордо называющееся эмблемой футбольного клуба «Белшина» из славного города Бобруйска. Первая мысль, которая возникает при взгляде на логотип, – «за что?!». Хоть какие-то баллы были поставлены за клубные цвета, отраженные в эмблеме, и какой-никакой её возраст. А дальше – тихий ужас. Чего стоит только симбиоз мяча и лезвий циркулярной пилы в левой части изображения. Три разных семейства шрифтов, использованных для написания двух слов и аббревиатуры «ФК», только подчеркивают удручающую картину. Очень плохо. Так плохо, что если бы я был двенадцатилетним бобруйчанином, а «Белшина» выиграла Лигу Чемпионов, то все равно бы не купил футболку с такой эмблемой.

ФК «Нафтан» Новополоцк

История: 4/10

Коммерческая привлекательность: 5/10

В одном из футбольных симуляторов предлагалось создать свой собственный клуб с нуля. Причем это касалось и эмблемы, даже редактор был. Выбираешь форму гербового щита, способ его заливки цветом, текст и стандартный рисунок сверху… 

Думаю, понятно, к чему это вступление. В логотипе новополоцкого клуба все академично до безобразия. Единственное, что можно отметить, – написание непосредственно слова «Нафтан». Оно досталось клубу от логотипа нефтеперерабатывающего учредителя. Также небольшой шарм эмблеме добавляет черная капелька (стоит полагать, капелька нефти) над второй буквой «н». А так вроде бы герб как герб, но выше оценку ставить не получается. 

ФК «Шахтер» Солигорск

История: 9/10

Коммерческая привлекательность: 9/10

Спасибо «Шахтеру» и лично Эдуарду Качану за оба логотипа, служащие верой и правдой солигорскому клубу с 2003 года. Это один из двух футбольных клубов Беларуси, которые уделили особое внимание символике на своих официальных сайтах. Тем самым, получаем освобождение от каких-либо комментариев по поводу его эмблемы. Я просто оставлю это здесь. Почему не 10? Чтобы не расслаблялись.

ФК «Минск»

История: 8/10

Коммерческая привлекательность: 9/10

По-хорошему текст подобной тематики должен быть как раз и приурочен к появлению новой или обновлению старой эмблемы какого-либо клуба. Будем считать, что лакмусовой бумажкой к такого рода размышлениям стал именно редизайн в исполнении «Минска», датируемый последним межсезоньем. Поначалу особо заморачиваться с картинкой, которую предстояло носить на сердце футболистам, руководству подшефного городу клуба и не приходилось. Одно имя, один герб. Добавили надпись «футбольный клуб» да кусок пятнистого снаряда для игры - и дело с концом.

Однако задача «привлечение внимания болельщиков к молодому клубу» в городе, где уже есть как минимум одна (две в уме) команда со славной историей и внушительной «армией» поклонников, вряд ли давала спокойно уснуть. Удачное яркое цветовое решение и исполнение домашнего комплекта формы сезона-2013 позволило немного пофантазировать и выдать на суд обывателей новый вариант эмблемы. Здесь герб города-героя стал играть заметно менее важную роль, появились те самые сочные красно-синие сочетания и симпатичным шрифтом набранные три слова на белорусском языке. К слову, это единственный клуб «вышки», который использует в логотипе «родную мову». За это поставим еще один плюс.

ФК «Динамо» Минск

История: 10/10

Коммерческая привлекательность: 8/10

«Д» – это бренд. Эту букву не спутать ни с чем и здесь не надо лишних слов. Свое «Динамо» (и даже не одно) есть не только в каждой стране бывшего СССР, но и в таких странах, как Германия, Канада, Албания, Чехия, США, Зимбабве и др.

Если говорить непосредственно о логотипе «Динамо» из столицы Беларуси, то единственное, что смущает – типографика. Курсивное написание имени клуба по окружности сводит с ума, а особо внимательных зрителей может заставить свернуть шею. Тут же непонятно большое расстояние между литерами «Ф», «К» и точками после них. Лучше смотрится вариант со странички «Динамо» на «Википедии». Верно, он был когда-то и в клубе.

ФК «Торпедо-БелАЗ» Жодино

История: 8/10

Коммерческая привлекательность: 7/10

Назови команду «Динамо», «Спартак», «Локомотив» или «Торпедо» и головной болью по созданию эмблемы будет меньше. Как и в случае с минским клубом, лишь одна буква в логотипе уже является исторически определяющей. Не упущена и важная деталь – эмблема «Торпедо» должна быть круглой, как автомобильное колесо. Но странностей хватает. Во-первых, зачем-то (очевидно, просто больше нечем было заткнуть пустое место) включена надпись «football club», хотя весь остальной текст исключительно русского написания. Во-вторых, лого не поспевает за ветром перемен в клубе: возвращение к традиционной черно-белой гамме не заставило исчезнуть оранжевый цвет, а приставка БелАЗ и вовсе не нашла себе места.

UPD.: кг/ам, "БелАЗ" все-таки на месте, спасибо Relict

ФК «Гомель»

История: 8/10

Коммерческая привлекательность: 8/10

Гомельская рысь в нашем чемпионате – элемент весьма узнаваемый. Перекочевав прямиком с герба города, она взяла в свои лапы мяч и заняла почетное место на эмблеме главного городского футбольного клуба. Только вот до преображения этой самой эмблемы в 2011-м году рысь на себя долгое время похожа не была.

Интересный шрифт и появившийся год основания клуба (кстати, заметная в белорусской спортивной символике тенденция – обязательно добавлять эти четыре цифры, если их еще нет, а гордиться возрастом уже можно) добавили лого серьезности.

Смущает опять-таки корона (замок?) в верхней части изображения да зеленая стрелка, указывающая вниз. Все-таки матрицу эмоций никто не отменял.

ФК «Динамо-Брест»

История: 9/10

Коммерческая привлекательность: 8/10

«Д» – это бренд. Эту букву не спутать ни с чем и здесь не надо лишних слов. Кажется, это уже написано выше. Тогда сразу перейдем к ответу на вопрос «почему при прочих равных оценки столичного «Динамо» выше». Больше всего «радует» наша любовь к месту и не к месту лепить в логотипы футбольные мячи. Здесь, к примеру, он точно не нужен. Так-то лучше. Среди достоинств перечислим не забытую главную брестскую достопримечательность и саму форму эмблемы. Что может быть лучше круга?

ФК БАТЭ Борисов

История: 4/10

Коммерческая привлекательность: 9/10

Да, он тоже круглый. Пожалуй, вот и все. Удручает, когда главным элементом дизайна логотипа все еще лучшего клуба страны является белый флаг. И… тут больше не на чем даже внимание заострить. Одно хорошо: руководство отказалось от брендирования нового стадиона в желто-синий колер, ссылаясь на будущую возможность редизайна. Примером был приведен старый логотип борисовского суперклуба и его цвета. Давайте и мы вспомним этого монстра компьютерной графики конца девяностых. Кстати, БАТЭ и есть тот самый второй клуб элитной дюжины белорусского футбола, который не посчитал лишним рассказать об истории создания своей эмблемы.

Высокая оценка по второму параметру обусловлена одной немаловажной деталью: пока вы единственный клуб в стране, играющий и побеждающий в Лиге Чемпионов, продать в её пределах можно все, что угодно. Даже если у вас на эмблеме белый флаг.

ФК «Неман» Гродно

История: 7/10

Коммерческая привлекательность: 6/10

Даже не знаю. Берем герб города, красим гербовый щит в клубные цвета, добавляем белые надписи нечитабельным шрифтом, распечатываем, клеим на футболки – voila! «Гомель» хотя бы удосужился изменить позу рыси. При всей симпатии к городу Гродно логотипу его главного футбольного достояния давно пора на пенсию.

ФК «Славия-Мозырь»

История: 7/10

Коммерческая привлекательность: 6/10

Ну, и на «сладкое». В Мозыре история создания современной эмблемы клуба немного сложнее, чем в Гродно. Берем герб города и красим половину (!) гербового щита в цвета клуба. Пусть вторая остается голубой, несмотря на то, что этот цвет больше нигде в атрибутике не используется. С тех пор, как от той, легендарной «Славии» после вылета из Высшей лиги ничего не осталось, новый логотип дорабатывался и видоизменялся несколько раз. То название изменится, то год основания добавится.

Показательно, что главный курьез этого сезона, связанный с логотипами белорусских футбольных клубов, произошел в Мозыре. Дело оказалось в мяче, который на протяжении последних восьми лет безнаказанно прикрывал причинное место местного символа – черного орла. По некоторым данным, УЕФА обратилась к руководству «Славии» с просьбой заплатить сумму в 200.000 евро за использование товарного знака – мяча со звездами (символа Лиги Чемпионов). Естественно, расставаться с такими деньгами и без того ограниченному в средствах клубу было не с руки, поэтому мяч был в срочном порядке заменен c запатентованного на традиционный.

В завершении хочется отметить, что, хоть рейтинг и субъективен, он не был составлен с целью ущемить достоинство того или иного клуба. Регистрируйтесь, ставьте в комментариях свои оценки.

Поделиться:

Комментарии:

или

#КомандаМатчиОчки