Йонас Пятраускас: «Приснилось, что играю за «Славию» и забиваю в ворота «Минска» | offside.by

Йонас Пятраускас: «Приснилось, что играю за «Славию» и забиваю в ворота «Минска»

 Дмитрий Руто,

07 Окт. 2013 в 23:00

Новость:  Хорошая  |  Плохая Текущий рейтинг: 5

Еще три года назад Йонас Пятраускас примерял бронзовые медали чемпионата Беларуси в составе ФК «Минск». В сентябре 2013-го в тандеме с Романом Левицким он привел к «золоту» уже «горожанок». В беседе с корреспондентом offside.by экс-защитник столичного клуба рассказал о своей карьере, жизни вне футбола, любимых тренерах, поделился мнением о белорусских арбитрах, сборных, детском спорте, патриотизме, а также провел ликбез по женскому футболу в Беларуси.

«говорят: "А что делать? Они нам 10 забьют". Ну, пускай забьют, но хоть поиграйте!»

— Расскажите, что такое женский футбол в Беларуси.

— Футбол как футбол. Те же 11 человек, тот же мяч, такие же ворота. Просто скорости поменьше, а по эмоциям, я хочу сказать, в женском их даже больше. Больше эмоций и меньше футбола.

— Но вот с мужским по популярности не сравнится.

— Посещаемость можно увеличить и за счет результата, которого у нас, к сожалению, пока нет. Например, у тех же сборных.

Это можно и про мужской футбол сказать. На какие-то команды ходят, а мы пока развиваемся. Не так это активно идет. Но, я хочу сказать, ФК «Минск», например, идет в правильном направлении.

— Деньги серьезные вкладываются?

— Если сравнивать с мужским футболом, то нет. Но что есть, то есть. Девочки в этом плане не особо привередливы. Согласны даже на минимальные условия. У них желание большое.

— А когда у нас в женском футболе второй Капский появится?

— Посмотрим. Может, он у нас, в футбольном клубе «Минск», появится. Будем надеяться. На самом деле, Игорь Михайлович (Шлойдо, генеральный директор ФК «Минск» — offside.by) очень многое делает для женского футбола. И деньги, и условия какие-то, и людей ищет. То есть нам, можно сказать, все дает.

— С какого вообще возраста приходят в женский футбол?

— Сейчас, я смотрю, уже очень маленькие девочки занимаются: передачки какие-то делают, учатся. Не знаю, как в других городах, школах, но у нас серьезно за это взялись.

Сначала идет набор, набирают тех, кто хочет. Потом уже, постепенно, как и в мужском, идет отсев. Кто-то уходит, заканчивает уже на выпуске.

— В заявках, например, на этот сезон очень много игроков до 25 лет.

— Я бы не сказал, что ставка делается на молодежь. Просто среди "возрастных" игроков кто-то рожает, кто-то замуж выходит. Это женский футбол – есть свои нюансы. Кто-то возвращается после того, как родит, кто-то не возвращается. Есть тонкости.

— А в чем тонкости работы с девушками-футболистками?

— Сложно работать. На самом деле, есть очень много нюансов, которых нет в мужском футболе. Много от настроения зависит, есть медицинские моменты. На кого-то можно голос повысить, на кого-то нельзя – слезы сразу. Но стараемся как-то искать к каждой девочке подход.

Некоторые вещи приходится объяснять несколько раз. Но постепенный рост есть. Даже за год они прибавили. Думаю, они сами это чувствуют.

Хотя в самом начале, когда мы только пришли из мужского футбола, многое для нас вообще непонятно было: ни набить 10 раз, ни пожонглировать. Для нас был просто шок, неожиданность. Но, опять же, это все из-за того, что нет школы. Но потихоньку вникли, и они прибавили.

— Так прибавили, что еще в сентябре «Минск» оформил чемпионство.

— Нацеливались исключительно на «золото», поэтому каких-то таких сильных чувств, эмоций и не было. Радовались победе, но не скажу, что сильно. Больше радовались победе в Кубке, чем в Гомеле, когда взяли чемпионство. Все было ясно за несколько туров. Было понятно, что мы и в Гомеле не проиграем.

Но, если честно, думали, что хотя бы «Звезда», «Бобруйчанка» окажут хоть какое-то минимальное сопротивление. Хотя бы на ничью. Но по игре особых проблем ни та, ни другая команда не доставили.

— Есть мнение, что не «Минск» силен, а остальные команды слабы.

— Нет, конечно. Не думаю, что слабее стал Могилев, или Гродно, или Гомель. Может, Бобруйск ослаб на каких-то позициях, но все равно за счет легионерок усилился. «Звезда» тоже не стала слабее. Они только выросли. Там тоже новые тренеры, какая-то новая тактика. Может, не совсем мне она импонирует, потому что они играют в немного жесткий футбол, силовой. Ни каких-то технических, ни тактических действий нет.

На самом деле, это мы стали сильнее. Потому что взять даже то, что не пропустили ни разу за весь чемпионат. Я не думаю, что соперники так ослабли, что не смогли нам забить хотя бы один мяч. Но еще посмотрим, еще есть у них шансы – три игры осталось.

Я думаю, наши футболистки сами хотят сыграть на ноль. И, опять же, это их деньги. У нас только за победы премиальные, поэтому нам надо выигрывать. Для «Минска» ничья равна поражению. Но сейчас лучше сыграть 0:0, чем 2:1 выиграть.

— Но и пользы от матчей, которые заканчиваются со счетом 30:0, никакой.

— Согласен. Даже наиграть какую-то оборонительную схему в преддверии будущего старта в Лиге чемпионов очень сложно, потому что не с кем. Попытались в последнем матче со «Звездой» от обороны сыграть. Что-то получилось, что-то – нет. Первый опыт такой был, где мы стали сзади, за центр поля, пытались контратаковать. Очень сложно наиграть что-то, кроме атаки, в нашем чемпионате. Нет у нас команд.

— И тренеры от таких игр удовольствие не получают.

— Конечно. Да и девочкам, наверное, не сильно интересно. Какие-то схемы отработать можно: в точке стать, пас – пас – гол. От обороны тяжело играть. У Гомеля вообще тактика в этом году сумасшедшая была. Детей нет, которые мячи подают, так их вратарь мяч в аут выбивала. Пауза возникала, когда за ним бегали.

Наша сборная тоже. «Горят» 0:3 в матче с Англией, а вратарь время тянет. Уже в первом тайме. Берет мяч, водит по штрафной, пока не подбежит соперник. Так мы на самом деле никогда не победим. А для них это норма. Говорят: «А что делать? Они нам 10 забьют». Ну, пускай забьют, но хоть поиграйте! Даже это можно сделать достойно. Так получается, что они забивают, а мы тянем время. Логики вообще никакой. К сожалению, такие реалии. Непонятно мне это.

— Вы, как тренер, во главу угла ставите результат или зрелищность?

— Зрелищность. Мы даже просим наших девочек играть в мелкий пас. Как «Барселона». Пытаемся, но, естественно, это у нас не получается. Мы хотим, чтобы они так играли в будущем. Настраиваем на это.

— Перед Лигой чемпионов надо усиливаться...

— На пару позиций точно нужны исполнители. Однако пока рано думать о Лиге чемпионов. Да и что думать? Задача у нас – пройти первый раунд. Мы обязаны это сделать. А там будет видно. Даже этой командой, думаю, мы бы вышли из группы. Может, в следующем году станем еще сильнее.

«Тяжелее всего игралось почему-то против терещенко»

— Не предлагали остаться на должности в «Минск-2», где были играющим тренером?

— Там есть тренеры, а быть лишним как-то уже не хотелось. Потому что там есть и главный, и второй, и еще один тренер. Все люди хорошие. А быть там четвертым или пятым особого желания не было.

— А из других команд не было предложений?

— Были, даже сейчас есть предложения. Именно в мужском футболе. Но пока особо не рассматриваю. Если мне скажут, что уже не нужен в «Минске», тогда буду думать. А пока даже нет мыслей куда-то уходить, потому что и с девочками отношения очень хорошие, и вижу, что есть какая-то перспектива. Какие клубы приглашали? Не хочу распространяться на эту тему, придет время – будем разговаривать.

— Когда Вы уходили из «Минска», были слухи, что можете оказаться в «Городее».

 Олег Филиппович Кузьменок предлагал поиграть, но у меня была травма на тот момент, не хотелось его подводить. Сказал, что не смогу. И он, как потом оказалось, сам ушел в Жодино. Я не знаю, что бы вообще дальше было, если бы перешел в этот клуб. Да и, если честно, в Первой лиге не хотелось играть.

— Как проходил процесс расставания с клубом?

 У меня уже заканчивался контракт. Подошел ко мне спортивный директор и сказал, что не видит меня главный тренер в новой команде. Я сказал, что все понимаю. Они мне сразу предложили вариант с «Минск-2». Я чуть-чуть подумал. Опять же, было предложение из «Городеи». Операцию мне как раз сделали на колене. Решил, что лучше останусь играющим тренером.

Сыграл я, впрочем, из-за травмы не так много. Может, матчей 5-7 было. Даже забил один мяч. Но быстро закончил, потому что вылетало колено.

— Вадим Скрипченко был настроен омолаживать команду?

— Думаю, да. Хотя остались же Разин и Василюк. Было немножко обидно первое время, но сейчас уже свыкся. Может быть, это и хорошо, что рано ушел. Ну, как рано. В принципе, поиграл нормально. Но были силы и, самое главное, желание поиграть еще. Зато оказался в женской команде, что довольно неплохо. Год отработал как тренер. Будем дальше расти.

— В какой момент пришло осознание того, что пора вешать бутсы на гвоздь?

 В Мостах. Это была последняя моя игра. Я вышел минут на 15, сломался, сел на скамейку и сказал тренеру, что все, заканчиваю карьеру. Потом осваивался потихоньку, что-то помогал, фишки ставил, мячи подавал.

— А когда окончательно убили в себе футболиста?

— Тоже не сразу. Ходил первое время, смотрел на матчи. Думал, что, наверное, мог и не хуже сыграть, чем кто-то. Но как-то быстро потом, может, месяц-два еще понадобились. Хотя недавно мне сон снился, что я играю за «Славию» против «Минска». Еще и гол забил. Подошел ко мне там Игорь Михайлович: «Ну, что же ты, Йонас?».

— Может, все-таки зуб на руководство все равно остался, раз во сне играете против «Минска»?

— Нет. Я же вижу и Скрипченко, и Игоря Михайловича. Смотрю им в глаза. Нет никакой обиды. Очень тепло отношусь к ним, общаюсь хорошо.

— Забивали Вы не только во сне. Какой из голов в карьере стал самым запоминающимся?

 Когда в Витебске играли, в 2010 году. Мы стали бронзовыми призерами после победы в той игре.

Вообще и БАТЭ забивал, своей бывшей команде. Но чаще всего, наверное, «Днепру». Два, три, может, даже четыре. Можно сказать, любимая команда. Но и самый нелюбимый игрок там был, против которого мне было тяжелее всего действовать. Не знаю, почему. Вроде бы, не самый выдающийся по белорусским меркам. Левый полузащитник Терещенко (Дмитрий, в текущем сезоне выступает за «Белшину», — прим. offside,by). Не знаю, почему, было очень сложно играть именно против него.

«У Курнева одна неделя тренировок повторялась в течение всего сезона»

— Вы начинали в «Минске», но на серьезном уровне заиграли в БАТЭ.

 Так получилось. Не я туда пошел, а меня туда забрали. Других вариантов не было. Мы выиграли «Хрустальный мяч» тогда 79 годом, и с выпуска человек 6-7 забрали. В том числе и меня. Но как-то не сложилось в БАТЭ. Почему? Кто его знает. Молодой был.

В Лиге Европы наиграл даже целых 90 минут. В чемпионате всего один матч сыграл, и сразу на еврокубки – очень сложно было. И скорости совсем другие. По тем временам это, наверное, как сейчас женская наша команда, и против нее кто-то из России, Финляндии или Украины. Будет приблизительно то же самое. На полголовы, может, были сильнее нас. И мне это все было неожиданно. Тут играл против таких людей, как я, а там вышли и помощнее, и побыстрее. Наверное, просто не был готов.

Рано начал. Надо было мне хотя бы еще чуть-чуть поиграть в чемпионате. Я думаю, все из-за этого. И потом не пошло дальше в  Борисове. Юрий Иосифович (Пунтус — прим. offside.by), наверное, не особо на меня и рассчитывал после такой игры. Делал ставку немного на других людей. Обид нет.

На самом деле, я очень благодарен и ему, и вообще всем тренерам, которые были в моей футбольной карьере.

— Под чьим руководством было приятнее всего играть?

 Кого-то обидеть не хочется, если честно. Все хорошие, но самые лучшие – это Игорь Криушенко и Олег Кубарев. Это два человека, с которыми действительно было очень комфортно работать. И на самом деле они очень многое дали в человеческом и футбольном плане. Может, они совсем недолго в этой футбольной жизни у меня и были, но я очень признателен этим людям.

— В вашей игровой карьере был этап в РШВСМ-Олимпия.

 Как раз там и работал Криушенко. Можно сказать, это был дубль БАТЭ. Там и Димка Молош начинал когда-то, Паша Евсеенко, который сейчас в «Славии». Сергей Крот, который  в «Сморгони» лучший бомбардир. Там были неплохие футболисты. И тренеры: Криушенко, Хлус. Они, наверное, с тех пор и дружат. Сейчас вместе в Жодино.

— Будучи игроком не вели конспекты? Вообще думали, что станете тренером?

— Нет, конечно. Во-первых, поначалу таких людей, за которыми хотелось бы записывать, не было. Когда был Криушенко, мне в молодости еще писать не хотелось. Может быть, надо было.

Потом появились такие люди, как Курнев. Там особо писать не о чем было, потому что одна неделя тренировок повторялась в течение всего сезона, все одинаково. И так четыре года подряд. Может, даже больше.

Я и сейчас могу рассказать про эти прыжки. Наверное, вся республика о них знает. Витя Сокол о них рассказывал, еще пару человек. И Лисовский рассказывал про Синдбада, легкоатлета. Страшнейший человек. Правильно он сказал: это просто катастрофа для футболиста. Потому что потом и спины, и колени травмированными были. У всех практически. Был и у меня в жизни этот тренер. Это из минусов.

— А плюсы в той же «Дариде»?

 Замечательные ребята играли, очень хорошая команда у нас была, сильная. На самом деле сильная. И дружная. Пусть там не было денег у нас, но мы играли за команду. Было время счастливое.

— Исчезновение клуба случилось уже после того, как вы его сами покинули.

 На самом деле, за всю карьеру не так много команд поменял. Были БАТЭ, «Дарида» и «Минск». После расставания с каждым из клубов оставался небольшой осадок. Потому что и сил много отдал, и здоровья. Но ни денег, ни славы не снискал тогда в «Дариде».

Пошел в «Минск». Меня Кубарев как раз позвал. Мы с ним еще по «Дариде» были знакомы. В «Минске» были он и Яромко. Они поверили в меня. И я на самом деле приличное количество времени отыграл в клубе. И под их руководством, и под руководством других.

— В итоге Вас включили в список 60 лучших воспитанников клуба.

 Слышал где-то краем уха. Приятно, конечно.

— А какими наградами гордитесь?

 Больше всего горжусь «бронзой» 2010 года. Была тогда и команда сильная, и тренерский штаб. На самом деле, в той команде было очень много воспитанников «Минска». 7 или 8 человек. Даже в нынешней, мне кажется, меньше воспитанников, чем было тогда. Правда, у нас были поигравшие Лошанков, Осипенко. А сейчас молодые только начинают, набираются опыта. Думаю, все придет. В следующем году прибавят.

 «Думал, что "Минск" не пройдет "Сент-Джонстон"»

— Несмотря на загруженность в женском футболе, за мужским чемпионатом по-прежнему следите?

— Слежу, особенно за «Минском». Огорчает, конечно, что не вышли они в первую шестерку. В чем причина? Даже не знаю, если честно. Сложно как-то. Может, потому что короткая скамейка, молодые, да и на два фронта играли. Было очень сложно. И травма Андрюхи Разина. Такие травмы очень неприятны. Хочется, чтобы он был здоров, еще поиграл. Посмотрим, как будет.

— А не кажется ли, что клуб в какой-то момент бросил все силы на Лигу Европы, позабыв о чемпионате?

— На самом деле, нет. Пытались и там, и там играть, просто уровень сказался, мне кажется.

Хотя, если честно, думал, что они не пройдут «Сент-Джонстон». Почему-то мне казалось, что у себя дома шотландцы победят. Но ребята молодцы. На самом деле, порадовали.

— А как вам нынешний формат чемпионата?

— Совсем не нравится. Лучше бы оставалось 16 команд. А, может, даже и больше.

— Но существует мнение, что у нас нет столько команд для Высшей лиги.

— Есть. И были. Но их убрали из Высшей лиги, они опустились в Первую и там потихоньку деградируют. Неплохие когда-то команды были. И «Ведрич» играл, но опустился в Первую и там зачах. О «Молодечно» вообще не говорю – все пропало, как только вылетели. Поэтому лучше было бы 16 команд. Подтягивались бы все до уровня определенного. А так получается, что тот, кто опускается, если за один год не возвращается в Вышку, оказывается в сложном положении. Разваливаются команды.

«Витебск», может, прибавит. У них там все есть: поле, стадион. Руководства, может, нет. В «Полоцке» непонятно что. Но на «Витебск», на команду из главного в области города, деньги можно было бы найти. Тем более, что все условия там есть: поля, инфраструктура. Но, может быть, что-то изменится. Я надеюсь.

— На ваш взгляд, в нынешнем году БАТЭ ослаб или остальные подтянулись?

— Скорее, первое. Видно даже по выступлению в Лиге чемпионов. Неужели они не прошли бы эту Караганду? Пусть она там чуть «Селтик» не обыграла, но все равно, мне кажется, в прошлом году борисовчане бы легко прошли дальше. Я не знаю, что случилось. Может, излишне расслабились, а, может, не те люди в команде появились.

Поэтому преждевременно говорить, что поднялся общий уровень команд. Прогресс в белорусском футболе на первый взгляд незаметен.

— Почему в такое первенство едут иностранные тренеры? Неужели нет достойных специалистов в Беларуси?

— Как-то все одни и те же. Каких-то новых лиц нет. Может, просто не дают шанса. Только в Бресте сейчас появился новый-старый тренер (Сергей Ковальчук, — прим. offside.by), но молодой. А в целом нет такого, чтобы хотя бы год или два поработал, просто не дают.

В «Динамо» дали шанс Альшевскому. Неплохой специалист, я с ним близко общаюсь. Мог бы дать результат. Не хватило времени. Годик поработал бы — глядишь, и получилось бы что-нибудь. Не знаю, почему так. 

Опытные тренеры на старом багаже работают. Не учатся каким-то новым тактикам, упражнениям. Опять же, если вспомнить Курнева. Что было у меня 10 лет назад, то же самое он делал и в Бресте. Ничего не меняется. Мне кажется это тоже неправильно. Может, в этом дело.

Нет каких-то личностей. Вот как, например, Моуриньо, Клопп. В этом плане, может, только Игорь Ковалевич.

Неординарность у тренера должна быть. Например, как у Гончаренко. Какая-то харизма. Я играл с ним в Борисове в тот период, когда он уже заканчивал из-за травмы. Таким же человеком и остался. Общаемся с ним, как и раньше. Никакой звездности. На том же уровне, как и 15 лет назад, общаемся. А есть такие, к которым не подойдешь, не пообщаешься, потому что они сами по себе. У них люди есть, через которых нужно что-то передавать. Я привык близко общаться.

«Какая же мы тогда страна? Аграрная :)»

— Георгий Кондратьев – подходящий тренер для главной команды страны?

— Почему бы и нет? Хороший тренер. А кто, если не он? Снова звать иностранца? Если звать, то уровня какого-то, а не как Штанге, который неизвестно кого тренировал. Вот как в России взяли Капелло.

А приглашать иностранца только ради того, чтобы позвать иностранца, нет смысла. Я не думаю, что у нас хуже тренеры. Лучше растить своих. Того же Гончаренко попробовать. Почему бы и нет? Но я не думаю, что что-то изменится в ближайшие год-два. Нет людей, нет кадров, чтобы решать какие-то задачи глобальные.

— Ставка сделана на отборочный турнир к чемпионату Европы-2016. Выйдем?

— Ждет нас то же самое. Думаю, 1-2 позиции поменяем, но не выйдем мы. У нас просто нет таких футболистов, чтобы поставить и обыгрывать Италию, Францию, Испанию. Я не знаю, за счет чего мы можем выйти из группы. Была у нас при Малофееве команда, у которой был шанс. После этого пустота. Можно было бы попробовать на тренерском мостике Белькевича, Хацкевича. 

— Кстати, почему такие специалисты предпочитают работать за рубежом?

— Там больше денег. Нет у нас команд, которые могут дать такие средства. Может, только Чиж даст. Но и то, к нему ехать – 50/50. Сыграешь пять игр и уедешь назад. Может, боятся ехать. Хотя бы год дал поработать кому-нибудь. А тут идут вторыми и увольнение. Даже после побед увольняют, потому что нет игры. Он решает, он главный. Может, ему там кто-то подсказывает. Может, ему что-то снится.

— А кто у нас должен руководить спортом?

— И нефутбольный человек, пусть даже военный, может руководить, но вокруг него должны быть футбольные люди, которые разбираются в тонкостях игры. Организацией пускай занимается тот, кто умеет.

Почему у нас так не происходит? Не знаю. Сложно все наверху. Может, там назначают, а не выбирают. Я с этим не сталкивался, поэтому ответить, почему так, не могу. Может, мое мнение неправильное, может, так и надо, может это и неплохо.

Если сравнивать с той же Литвой, то там сейчас проблемы. Очень мало денег в футболе. Все на баскетбол уходит. Как у нас в хоккее, так там все на баскетбол. Там даже в школе урок баскетбола есть, ученики сдают нормативы. В каждом дворе висит кольцо. Все серьезно.

— Георгий Кондратьев утверждает, что Беларусь – нефутбольная страна.

— Может, он и прав. А что у нас футбольного? Каких-то традиций нет. Только вот выиграли в 82-м году чемпионат.

И не хоккейная — не выигрывали ничего. В баскетболе выигрывали. Может, надо развивать. В 94-м году выиграли наши молодежный чемпионат Европы. Может, надо было в эту сторону развиваться? В баскетболе нужен только зал, два кольца. В футболе строить стадионы надо, вкладывать большие деньги. Может, мы и неспортивная страна вовсе. В этих словах что-то есть. Надо посидеть и подумать. Какая же мы тогда страна? Аграрная (улыбается).

— А почему вы все-таки связали свою жизнь именно с футболом?

— А куда еще? В баскетбол? Он не сильно развит у нас в Беларуси, к сожалению. Я бы и рад. Я сейчас больше переживаю за баскетбол. На чемпионате Европы Литва стала второй. Очень переживал. Так болел, что все мои домашние успокаивали меня.

Это на самом деле еще из детства пошло. Когда к нам приезжали родственники из Литвы, и играл «Жальгирис» с командой из Киева или с ЦСКА, вызывали даже милицию несколько раз за вечер, потому что очень сильно болели. Если вы приедете в Литву и намечается какая-то игра, то увидите флаги на машинах, на зданиях, на всем. Все живут игрой.

А как они гимн поют! Я ездил на Евролигу, на игру «Жальгириса». Перед игрой все гимн пели акапельно, весь зал. Может, нам этого не хватает, какой-то любви к Родине, патриотизма. Когда наши женщины играли с Англией, кто-то пел, кто-то – нет. Но в ФК «Минск» все девочки поют, даже иностранки. Даже легионерки пытаются, в конце могут спеть «Беларусь». В сборной из нашей команды девочки поют, а остальные: кто улыбается, кто еще что-то делает. Если бы я был в сборной, мне бы хотелось, чтобы дух общекомандный присутствовал.

Даже вот в Гомеле играла сборная. Почему не спеть? Включить слова на экране и всем спеть. Нет у нас такого. То, что я вижу в Литве, и что тут, не сравнить.

Я сам пою. Когда ездили с мальчиками из сборной, все пели в голос, кто как мог. И литовский гимн знаю. И даже пою иногда. Баскетбол когда смотрю на компьютере, встану и пою. Это в крови, наверное. Патриотизм в высшей степени. Все гимны, литовский и белорусский, пою как могу. Наверное, так и должно быть

Вот как в Америке, у каждого дома чтобы был флаг. В той же Польше везде есть флаги. В Турции чуть ли не через дом висит флаг. Даже таких моментов нет у нас. Можно было бы сделать флажки на машину, чтобы ехать на игру и поставить его. Почему не сделать? Не думаю, что это сложно.

«Многие говорят, что  «Минск» — искусственно созданный клуб. Но почему?»

— Когда за «Минск» играли, уважением у молодежи пользовались?

— Называли «Старый». Наверное, уважение какое-то, а, может, потому что я так выглядел (улыбается). На Вы не обращались. Сейчас что-то пытаются. Немножко непривычно. Даже массажист такой, Дима Акулич, с которым я когда-то играл в БАТЭ и жил в одном номере, сейчас называет меня на Вы. Мне все это так непривычно, необычно. Я даже теперь не могу к нему ходить на массаж.

В женской команде я с самого начала футболисткам сказал, что меня нужно называть Йонас (без отчества), но на Вы. Мне так проще. Думаю, что это даже более современно как-то. Не думаю, что Моуриньо называют по отчеству :).

— Наверняка вы и сами готовите какие-то видеоматериалы для тренировочных занятий?

— Да, ищу в основном в интернете. Лига чемпионов женская, чемпионат Европы. Даже английский чемпионат. Игры есть, их хватает. Я думаю, что и девочкам интересней так, чем смотреть «Звезду» или Бобруйск. Не научишься на этом особенно. У меня стиль работы такой, что я редко показываю наши игры. Может, только 5-6 худших или лучших моментов. В основном показываю, как надо играть, на примере действий команд повыше, чтобы наши росли, видели, как надо играть.

Мне рассказывали, что в сборной они смотрят игры целиком. Сядут грустные и смотрят. Такое лет 10 назад было. Например, Юревич кассету поставит, достанет пачку сигарет. В маленькой комнатке команда сидит, он пыхтит, окон нет. Все в дыму, в обморок люди падают от такой теории.

— Хотелось бы затронуть и такую больную тему для «Минска», как болельщики. Когда не только родственники будут приходить на матчи?

— Есть же у нас какой-то фан-клуб. На последней игре было мало людей. Есть люди, которые занимаются маркетингом. Но сделали платный вход. Это неправильно. Пусть и разыгрывают какие-то призы, но все равно к нам и так никто не ходит, а мы еще платный вход делаем.

— Если бы «Минск» прошел в группу Лиги Европы, болельщики бы появились?

— Я думаю, да. От результата на данном этапе многое зависит. Еще очень молодая команда. Каких-то особых традиций нет. 

Многие говорят, что  «Минск» — искусственно созданный клуб. Но почему? Была же команда «Смена», где еще Румбутис играл. Даже Малофеев работал у нас. Есть история. Пусть она небольшая, но есть. И много воспитанников нашей школы играет. Есть история, игроки. Может, если их всех собрать, было бы неплохо. Но это очень сложно организовать. Деньги нужны и немалые. Мы же государственная структура, а в Минске еще есть баскетбол, гандбол, волейбол, хоккей.

— Результат достигается разными способами. Я говорю о договорных матчах в том числе. В Вашей карьере они были?

С моей стороны участия в них не было. Но был однажды момент. Тренер сказал нам перед игрой, и то не всем, а только более опытным, что надо сыграть вничью. Так получалось, что кто знал, тот играл на ничью, кто не знал, играл на победу. Представляете, кто-то играет, стелется, а кто-то не играет. В перерыве я сказал, что не буду игру сдавать и попросил замену. Старался, чтобы все было правильно, ответственно. Может, я такой и по жизни.

— А что скажете о белорусских арбитрах?

— Как сказал один тренер, за всю его жизнь был один арбитр, который не брал денег. Это Сережкин. И то на него все ругались, что он кому-то помогает. Я тоже думал пойти в судейство, но меня отговорили. Сказали, что буду плохим и там, и там. Тем более, я такой восприимчивый человек.

— У нас в основном возрастные рефери. Смена нормальная им есть?

— Нормальная... Некоторые футбол видели только по телевизору. Есть молодые, которые просто не разбираются. Учатся. Может, что-то и вырастет, с ними же занимаются. А среди молодых есть такие кадры, что просто никуда не годятся.

— Судить по книжкам и иметь опыт игры за плечами – разные вещи.

— Согласен. Но тот же Кульбаков не играл никогда, но неплохо судит. Может, жилка какая-то должна быть.

— Наверняка в вашей карьере были моменты и с залетами?

— Да ничего такого не было. А что могло быть? Пить – не пил, гулять – не гулял. Помню, что как-то форму на игру забыл. Вышел на разминку и понял, что под мастеркой нет майки. Сказал тренеру, что у меня травма, болит нога (улыбается). Правда, это на предсезонке было, очень давно. Тогда, по-моему, Ярош у нас был тренером, Белявский. В Гродно играли, а я в гостинице майку оставил.

Опоздал один раз на тренировку. Просто проспал. Чудили игроки, но без меня. Я в этом участие не принимал. Никогда проблем у меня с этим не было.

«Ходил здесь на Хью Лори»

— Внефутбольные интересы?

— Музыку очень люблю. Хожу на концерты. Правда, к нам мало кто ездит из звезд, кого хотел бы увидеть. Ездил в Москву на Маккартни. Ходил здесь на Хью Лори. Мне нравится музыка, которую он исполнял, в стиле Синатры, Фитцжеральды, «Битлз». Ходил на Джо Кокера. Но, если честно, он уже такой старенький. Тяжело ему. А на «Минск-Арене» нет должной акустики, не хватает звука. Поэтому как-то не впечатлен был. Вроде, думал, что Джо Кокер, а ему даже к микрофону тяжело ходить было, старенький уже. Но зарабатывать хочет, деньги всем нужны.

— Планы на будущее составлены?

— Пока всего себя оставляю в женском футболе. Развить эту команду, хотя бы поднять до какой-то высоты, вложить в нее все, что знаю, что умею. И даже больше. Очень хочется, чтобы мы показали результат на евроарене. Потому что немного стыдно за нашу сборную.

Фото: Алексей Архипов/offside.by

Упомянуты: Минск
Поделиться:

Комментарии:

или

8 октября 2013 г. 3:18:32 #

Ребята, хорошее интервью, но "Синатра".


Ответить
8 октября 2013 г. 3:20:49 #

Ну хоть такими глупыми описками в комментарии будем привлекать людей )
Поправили, спасибо!


Ответить
8 октября 2013 г. 10:42:44 #

фотки оче разнообразные ок


Ответить
8 октября 2013 г. 18:07:43 #

!интервью хорошее!)наш тренер самый лучший!!!)))мы им гордимся!)


Ответить
8 октября 2013 г. 20:00:38 #

А он гордится вами)))


Ответить
8 октября 2013 г. 18:33:13 #

Защитник из Йонаса был средненький, но тренер, говорят, толковый.
Со столичным ресурсом Минск вполне может побить еврокубковые рекорды Бобруйчанки.


Ответить