Синдром хипстера. Феномен посещаемости «Крумкачоў» и с чем это связано — Offside.by
Синдром хипстера. Феномен посещаемости «Крумкачоў» и с чем это связано

Мода и глорье или закономерность? Offside.by выдвигает свою версию.

 

Посещаемость чемпионата Беларуси неизменно падает. Особенно это заметно в Минске. Если бы не одно «но». Это «но» — «Крумкачы». Посещаемость «воронов» изрядно удивляет. Еще бы: у «Минска», играющего на том же стадионе, людей меньше едва ли не в два раза. Про «Динамо», «Торпедо», «Луч» и «Звезду» скромно промолчим. Кто-то скажет, что виновата мода, желание быть «не как все». В какой-то степени это так. Но кажется, что все гораздо сложнее.

Чтобы понять, почему народ идет на «воронов», стоит выяснить, почему этот же народ не идет на «Динамо» и Ко. Чем козыряют традиционные клубы? Собственно, этими же традициями, как правило. Традиции на хлеб не намажешь и всех не заманишь. Вы скажете, что на улице Маяковского есть кафе «Горожане». Но привлекать ФК «Минск» пытается так же, как и «Динамо». В том же стиле. Советском, так сказать. «Луч» и «Звезда» и вовсе привлекают от слова никак.

«Прийти ради традиций? А что еще будет? ОМОН? Скучное катание мяча? Быдло на трибунах? Да ну его!». Типичные мысли типичного обывателя. Отнюдь не хипстера. Согласитесь, девушку или детей на такую картину не поведешь. Возможно, будут желающие возразить, что это все клевета и неправда. Но давайте разберемся.

Столичный ОМОН давно известен не слишком милосердным подходом к людям. Ощупать интимные места? Да бога ради! Заставить выложить вещи из самых дальних отделений сумок и карманов? Всегда пожалуйста. Приятного мало. А еще меньше приятного видеть эти же лица и во время игры.

Скучное катание мяча? Ну да, ЧБ — не самый зрелищный турнир. Но с этим ничего не поделаешь, играть от атаки ради зрелища в ущерб результату не будет никто. Так что фломастеры для всех равные, разные лишь обертки.

Быдло на трибунах. Самый сложный пункт. Фактически, всех немногочисленных зрителей на «Тракторе», РЦОПе или других стадионах можно разделить на три основные категории: футбольная тусовка, фанаты, кузьма. В футбольную тусовку входят журналисты, друзья и подруги футболистов и тренеры. Они будут на трибунах в любом случае в любом матче, они малозаметны и никому не мешают. Фанаты. Приятного мало, когда к тебе могут прицепиться лишь потому, что на майке у тебя что-то связанное с Россией, например. Или за то, что ты антифа. Да и вообще, белорусские фанаты — народ не самый высшепробный. Изначально деструктивный класс публики, зачастую считающий, что им все должны лишь за их наличие на трибунах. Акция «читающие фанаты» фактически с треском провалилась. Кажется, акция «читающий ОМОН» как минимум была бы не менее длительной. Увы, современные школьники не читают. Нет, это не отменяет того, что среди фанатов есть взрослые и образованные люди, но они теряются в море быдловатых школьников и птушников, которые с трудом знают названия команд-соперников, редко знакомы с календарем первенства и турнирной таблицей. Ну и лексика кричалок, никто не будет спорить, порой оставляет желать чего-то более культурного… А как ты объяснишь ребенку, что парни имеет в виду? Ну и неизменная кузьма с семками и матными советами игрокам. Когда «ушки вянут» у взрослых мужчин — детей или девушку ты поведешь вряд ли. Да и вообще, постараешься избежать излишней ассоциации с люмпенами и не пойдешь зачастую сам.

Приведем пример «Динамо» для наглядности. Вы платите деньги (и немалые), чтобы попасть на разваливающийся стадион без сервиса (и попыток его создать), сидите на грязных сиденьях, смотрите скучный футбол с обилием мата на поле, скамейках запасных и трибунах. У вас нет ощущения, что вас, так сказать, водят за нос?

А теперь «Крумкачы». Полный контраст с традиционалистами. Все наоборот. Яркая упаковка? Она здесь. Репутация «чистой, интеллектуальной» публики? Тоже. Вспоминаются знаменитые слова про «наша публика достаточно обеспеченная». Мода? Есть и она. Нет футбольных традиций и титулов? А зачем они обывателю? Да еще и отсутствие фанатов и минимум кузьмы (ибо команда новая, не успели опробовать). Прелесть! В итоге придя один раз посмотреть на яркую обертку и модный движ, типичный обыватель придет еще и еще. И денег принесет. И даже унылый футбол ему не помешает. Именно «вороны» первыми (да и единственными) ощутили необходимость выработки лояльности среди обычных зрителей. А именно на этом строится вся работа со зрителем на Западе. Поэтому именно на воронах много детей и девушек. Их туда нестыдно (а зачастую и престижно!) привести. Мода лишь привлекает новых людей, но не помогает их удерживать. А удерживает их атмосфера и сервис. Такого зрителя не отпугнет и не лучший результат (хотя, бесспорно, повлияет). Увы, создать атмосферу советскими средствами невозможно. И дело не в результатах или статусе «хипстеров». Да, есть и желающие «быть, не как все» на трибунах. Но их презрительно мало в общей массе зрителей. Да и вообще, уже есть ощущение, что «быть, не как все» — это как раз-таки ходить на РЦОП или «Трактор», а отнюдь не на «воронов».

В сухом остатке остается именно работа с лояльностью зрителей, а не почивание на лаврах прежних побед, на которые всем, кроме экспертов и гиков, ровным счетом плевать. Спрос рождает предложение, поэтому остальным минским клубам остается лишь брать пример с дерзких дебютантов и молча работать, или смириться с падающей посещаемостью. Впрочем, проблема скорее в голова. И до тех пор, пока бал будут править те, кто воспитан в советских традициях, изменений ждать не приходится.