Мифология. Погибшие клубы: «Торпедо-Кадино» (Могилев)
Похоже, безвозвратно утеряны времена, когда в Могилеве существовало две, три, а то и четыре команды в трех профессиональных лигах. Люди время от времени еще вспоминают о «Трансмаше», «Савите», «Сельмаше», «Вейно-Днепре», но больше всего запомнилось «Торпедо-Кадино», долгое время державшееся в элите белорусского футбола. Offside.by представляет новую часть цикла «Погибшие клубы».
Прежде всего, нужно представить вам одного человека, вокруг которого и завертится весь этот рассказ. Знакомьтесь.
Это Михаил Исаакович Басс. Коренной могилевчанин, легендарная личность для района завода имени Кирова – могилевской окраины, не самого безопасного места для ночных безмятежных прогулок. Тем не менее, именно там, в рабочем районе (между вагоноремонтным заводом, заводом автомобильным, а также рабочими поселками) и начиналась неповторимая история второй могилевской команды, которая кое в чем смогла быть первой, не уступая старшим братьям из «Днепра».
Спортивная история Михаила Исааковича Басса начинается в 1969 году, когда молодой человек пришел работать на завод имени Кирова. Спустя некоторое время, когда на заводе создавался спортивный клуб «Торпедо», главой клуба стал именно Басс, чья любовь к спорту и конкретно к футболу была замечена руководством завода.
Заводская команда, конечно, существовала и до Михаила Исааковича. Но тут нужно сделать несколько оговорок. Именно при нем работа над всеми составляющими футбольного клуба была поставлена на профессиональные рельсы. Будущее «Торпедо» начало обретать форму, фундамент, благодаря которому вскоре пойдут и первые успехи. Конкретнее – чемпионство БССР в 1982 году. Видите, не только минское «Динамо» добивалось успехов в 1982 году.
Ну и, конечно же, стадион.
Стадион «Торпедо» – главное творение и детище Михаила Исааковича Басса. Сорок лет тому назад на его месте находился типичный так называемый «школьник»: истоптанная народными тропами полянка, несколько скамеечек, в общем – так себе размещение, ничего особенного. Но в дальнейшем инфраструктура становилась все серьезнее. Аж в 1994 году появилась искусственное освещение. Руководителям «Белшины» должно быть стыдно и неудобно, хотя откуда у них это чувство?… Но мы отвлеклись.
Сейчас «Торпедо» – один из самых крутых спорткомплексов Беларуси, где царит не только футбол, но и много чего еще. Правда, без профессиональной футбольной команды. Любительское «Торпедо» существует и даже продолжает играть на чемпионате города, но это не совсем тот уровень, который хотелось бы видеть.
А вот еще одно ретро-фото.
Признаете парня в крайнем правом углу? Это легендарный «дед» Сергей Горлукович. «Сергей Горлукович – парень суровый, головой забьет одиннадцатиметровый» – легендарная фраза из девяностых. Горлукович отыграл в «Торпедо» где-то около года, после чего отправился на уровень более высокий, в «Гомсельмаш». А потом уже было минское «Динамо», московский «Локомотив»… ну и так далее.
И здесь открывается еще один парадокс могилевского «Торпедо». На самом деле, если взять список известных игроков, когда-либо одевавших торпедовскую форму, то он окажется не таким уж и малым. Помимо Горлуковича, можно записать Болтрушевича и Скоробогатько, Геращенко и Ланько, Мигурского и Лужанкова, Омелюсика и Седнева, Синицына, Криушенко и Ясинского. Вполне приличный состав для команды, которая и успехов-то особых в суверенной истории не имела. Финал Кубка Беларуси с «Динамо-93» успехом, конечно, назвать можно. Но завершился-то он не в пользу могилевчан.
Вот здесь и таится парадокс: несмотря на практически постоянное присутствие в составе вполне достойных по белорусским меркам игроков, «Торпедо» всегда боролось за выживание. Ну, или практически всегда, за исключением первых двух сезонов в независимой Белоруссии. Но исключение, как вы знаете, подтверждает правило. «Торпедо» даже после добавления «спонсорской» приставки «Кадино» было чуть ли не беднейшей командой вышки. С большего, многие помнят, как Михаил Исаакович Басс проводил трансферную политику: набирал на полгода-год состав, скажем, из тех же украинцев, играл этим составом, затем старый состав сменялся на новый. Текучка кадров была страшнейшая. Прямо скажем, с трудом можно вспомнить игроков, которые отыграли в «Торпедо» хотя бы пяток лет.
Кстати, к вопросу о том, что же такое «Кадино». Сомневаюсь, что немогилевские читатели могут дать ответ на этот вопрос. Так вот, «Кадино» в те времена было достаточно крупной агропромышленной фирмой, которая занималась выращиванием и поставками различного рода сельхозпродукции. Была основана в 1987 году и располагалась, соответственно, в деревне Кадино Могилевского района. В сентябре 1996 года, будучи в поисках возможных спонсоров, Михаил Исаакович Басс наладил взаимоотношения с ними, в результате чего финансовое положение команды хоть как-то стабилизировалось. Но продолжалось это, как вы понимаете, не слишком долго.
От нехватки денег приглашались игроки совершенно разного класса и уровня игры. И даже легионеры. Помните такого парня, как Кристофер Че? Этот камерунский защитник был одним из первых темнокожих легионеров в белорусском футболе. Чуть раньше в минском «Торпедо» оказались Питер Кайе и Мохаммед Сани (оба – нигерийцы), и, скорее всего, названная троица была в авангарде игроков из Африки, открывших для себя центр Европы. В Могилеве-то уж точно Че был первым темнокожим футболистом. Это потом уже появились все эти ваши Габриэли Ноа.
«Торпедо-Кадино» должно было покинуть высшую лигу еще в 1997 году, когда заняло 15-е место. Но тут вмешались парадоксы финансового образования, слияния и разъединения. Так уж получилось, что еще две могилевские команды – «Днепр» и «Трансмаш» объединились в одну, а шапировская «Атака-Аура» самоликвидировалась, о чем вы можете почитать в отдельном «мифологическом» материале. Так что на плаву осталось не только «Торпедо», но и солигорский «Шахтер», финишировавший ниже дружины Михаила Басса.
Зато в 2000 году уже никто не помешал «Торпедо-Кадино» покинуть Высшую лигу. И даже тридцать три футболиста, прошедшие в том году через основной состав – больше не было ни у одной дружины! – не спасли команду от расставания с элитной компанией. И, как оказалось, «Торпедо» покинуло вышку навсегда, чтобы уже через пять лет окончательно попрощаться с жизнью, оставив после себя целый шлейф ностальгических воспоминаний. Ну, и практически готовый стадион «Торпедо», разумеется. Впоследствии на этом стадионе поиграет еще одно историческое могилевское футбольное образование – «Савит».
Многие отмечали, что, используй «Торпедо» чаще воспитанников своих школ, а не сделай ставку на безвестных украинцев, возможно, команда бы дольше пробыла в Высшей лиге и достигла бы большего. Но это проблема не только «Торпедо», но и «Днепра» тех лет: молодые могилевские футболисты, не получающие игровой практики дома, впоследствии делали себе имя за его пределами. Хотя, почему «тех лет»? Что-то изменилось? Нет, Могилев – это место с устоявшимися нравами, где поменяться может малое. Но уж если подобное случилось…