Мифология. Фанерные трактористы. Погибшие клубы: Фандок (Бобруйск). Часть 2

Продолжение очередного мифологического рассказа о погибших футбольных клубах. Как уживались два футбольных клуба в одном городе? Как на судьбе «Фандока» сказались еврокубковые баталии? Какая судьба ждала команду? Все это ждет вас во второй части эпоса «Фанерные трактористы».

 

События, описанные в первой части, остановились на межсезонье 1993 года. В новом чемпионате сезона 1993/1994 должно было случиться знаменательное событие – сразу двум бобруйским командам предстояло принять участие в элитном дивизионе. И здесь возникали вопросы: кому же больше достанется народной любви и, самое главное, любви власть имущих?

Бобруйск – город небольшой, здесь, как говорится, все и вся на виду. И если бы баланс сместился в ту или иную сторону, сразу бы возникли местные (или не только) скандалы-интриги-расследования. Впрочем, перед сезоном 1993/94 у обеих команд были свои плюсы и минусы, но расклад сил был примерно одинаков. Единственное, что могло стать преимуществом «Шинника» – резкая смена тренерского состава «Фандока» в межсезонье. К шинникам на должность старшего тренера ушел Александр Пряжников, а Владимир Курнев просто уехал из Бобруйска из-за разногласий с вице-мэром (на тот момент) Михаилом Бондаренко.

Начальник команды Евгений Петрович Шабуня не был особо опечален этим расставанием. Другое дело – Пряжников. О потере этого неординарного тренера Шабуня сильно сожалел. Но кто же знал, что так получится?

Бондаренко тем временем вел весьма активные переговоры с небезызвестным ныне Анатолием Юревичем из мозырского «Полесья», но тому на юге было лучше. И не прельстился он ни на древесные коврижки, ни на беляши «Гомсельмаша». И как показала жизнь, поступил абсолютно правильно.

Андрей Хлебосолов

Волею судеб первое дерби случилось летом, в четвертьфинале Кубка Беларуси, состоявшего из двух матчей. Первая встреча завершилась нулевой ничьей и выделялась осторожной игрой команд. Вторая игра выдалась насыщеннее и была больше похожа на принципиальный поединок: игрокам обеих команд пообещали крупные денежные компенсации в случае победы и те отработали их на славу. Гол, правда, случился всего один – забил Эдуард Градобоев, однако украшением матча стал не забиый мяч, а пяток вполне себе занятных стычек. В общем, задел случился хороший, ведь подобных встреч ожидалось еще немало в дальнейшем.

Например, в четвертом туре чемпионата. Рано? В самый раз! Но даже с третьего раза у «Шинника» не получилось переиграть более опытных заклятых друзей. Типичная фандоковская победа: забить один-единственный гол и засушить игру. Где-где, а в Бобруйске такие победы ковать умели, это факт. Пока астоящим духом городских сражений и не пахло. Даже стадион целиком не заполнялся.

Тем временем «Фандок» нашел себе очередного тренера. Из Украины выписали некоего Юрия Николаевича Грузнова, который до того возглавлял черниговскую «Десну». В дальнейшем этого тренера можно было встретить на просторах Украины, скажем, в «Кривбассе», однако тогда Республика Беларусь не была знакома со специалистом. Но ведь где-то обнаружили, и не было похоже на вариант «от безысходности».

Матч с минским “Динамо”

Примечателен был еще и тот факт, что бобруйские команды охотно делились игроками между собой. Выглядело это так: кому нужнее был результат на текущий момент, туда лидеры и переходили. Тяжело представить, как такое можно было реализовать юридически, да и с точки зрения принципиальности не все было понятно. Впрочем, в эпоху, когда один человек мог управлять несколькими клубами, это выглядело сущей мелочью. По крайней мере, никто на такие переходы особо внимания не обращал.

Например, Сергей Яромко перешел из «Шинника» в «Фандок» перед полуфиналами Кубка с «Молодечно». Кто-нибудь хоть слово сказал, дабы опротестовать это? Ха. В наше время какой-нибудь Анатолий Анатольевич умело бы использовал все медиаресурсы и заклеймил бы позором бобруйский футбол. А тогда – затишье. Яромко-то еще и забил гол, подведший черту под разгромом молодечненцев в первом полуфинальном матче – 3:0.

Ответная встреча завершилась вничью (1:1), и «Фандок» получил возможность завоевать первый в своей истории трофей. Правда, для этого необходимо было обыграть само минское «Динамо» – действующего чемпиона, как ни крути. Но трофей или, в крайнем случае, путевка в Кубок Кубков выдала бы индульгенцию «Фандоку», не лучшим образом проводившему чемпионат. Впрочем, ждать нужно было аж до июня 1994 года. Да и задача-минимум бобруйчанами уже была выполнена.

В чемпионате дела шли средненько и тренерский мостик вновь затрясло. Работа Грузнова не слишком устраивала руководство – на авансцене появляется Иван Савостиков, в тот момент тренер молодежной команды. Его хотят сделать главным, но вмешивается федерация, не дозволяя совмещать должности. Потому Савостиков первоначально был консультантом команды – на бумаге, естественно. Руководство «Фандока» выжидало, как поведет себя федерация футбола, даст ли добро на совмещение Савостиковым должностей? Процесс затягивался, а статус консультанта так и не менялся. Главным тренером формально был Евгений Шабуня, но на пресс-конференциях появлялся Иван Иванович. Любопытно!

С учетом всех условностей чемпионат завершился приемлимо – «Фандок» финишировал на пятом месте («Шинник», кстати, был не намного хуже – седьмой). Совсем другое дело – возможность выиграть Кубок и европутевка. С трофеем, увы, не вышло – минское «Динамо» в равной борьбе оказалось все-таки сильнее. Но оно же чемпион, не так ли? Так что «Фандок» все-таки заполучил путевку в Кубок Кубков. Не самое плохое окончание сезона.

Особых потрясений в составе не было: ни потерь, ни приобретений, которые можно было бы выделить. Было заключено партнерское соглашение с мозырским «Полесьем», благодаря чему игроки могли курсировать туда-сюда. Этой договоренностью тренеры как бобруйчан, так и мозырян с удовольствием пользовались.

А в Кубке Кубков – «Тирана». Ну, албанцы как албанцы. Нормальный соперник. Проходить было можно. И Бондаренко так считает. Беды-то никакой не предвещалось: Яромко много и стабильно забивал, команда побеждала, а из «Полесья» ожидалось подкрепление. Единственное, что могло помешать – руководство «Фандока» начало отчего-то конфликтовать с Шабуней, которого поддерживала команда. В этом ли была причина всех последующих событий?

Сергей Яромко – один из лучших футболистов в истории «Фандока», лучший бомбардир

Сергей Яромко – один из лучших футболистов в истории «Фандока», лучший бомбардир

Состав на первую игру с «Тираной» получился любопытным. Во-первых, приняли участие все три временных переселенца из «Полесья» – Мелешко, Коновалов и Скоробогатый. Во-вторых, команду готовил к матчу Анатолий Юревич. Разобраться во всех тренерских пертурбациях того времени так же сложно, как увидеть на календаре турецкую Пасху. Но для истории запоминаем состав: А.Свирков, Шустиков, Хрипач, Разумович, Черепнев, Савостиков, Кукар, Коновалов, Мелешко (Омелюсик, 64), Яромко (Хлебосолов, 64), Скоробогатый. Два мяча забил Яромко, по одному – Хрипач и Савостиков. Итог – 4:1. Оптимистично, но…

У команды совершенным образом закончились деньги. Игроки, проживая чуть ли не впроголодь, бунтовали. Руководство менять ничего не хотело, отбиваясь обещаниями. На чем добираться в Албанию, было совершенно неясно. Год назад «Неман», рискнувший выехать в Швейцарию на автобусе, отхватил полную кошелку – 5:0. Вдобавок совершенно ужасным было физическое состояние команды – под конец первого матча «Фандок» еле передвигал ноги, что позволило албанцам сохранить хоть какие-то шансы.

А что рассказывать об ответной игре, завершившейся со счетом 3:0 в пользу «Тираны»? Когда Руслан Васильев еще не впал в нео-абстракционизм и писал более-менее адекватно, его читали с удовольствием. Просто процитирую:

«Так почему же проиграл «Фандок»? Думается, что арбитраж и самоуверенность игроков здесь ни при чем. Немец Альберт правильно отсудил и справедливо добавил, а практически все ребята отдали борьбе все силы. И на фарт ссылаться бессмысленно. Большей несправедливостью был бы счет 2:0 в пользу «Тираны». А по уверению одного игрока «Фандока», свети солнце – бобруйчане еще в первом тайме пошли бы по миру.

Так что в Албании белорусскому футболу просто указали на его нишу. И будем мы в ней сидеть, пока существует такая организация, такие унизительные суточные игрокам (по 5 долларов), такие никакие премиальные за победу, такое внимание к командам, какое было проявлено к «Фандоку» в Албании со стороны сопровождавшей его верхушки: до матча – Адриатическое море, после матча – подальше от этих неудачников. А неоднозначный, но создавший и тянувший команду Евгений Шабуня уходит сам, чтобы не быть съеденным другими. Его жизнь продолжается, но уже не в «Фандоке». Кто уйдет за ним, увидим ли мы еще хотя бы раз прежний состав в деле? Нерадостные вопросы, на которые ожидаются столь же печальные и, в принципе, угадываемые ответы…»

Так мало слов, но сколько ими сказано… Именно этот матч стал переломным для судьбы «Фандока», который в том сезоне вполне мог претендовать на медали. А в итоге не получилось ни медалей, ничего… Игроки начали покидать команду уже в течение первой недели после албанского конфуза. Среди них были довольно известные Тараканов и Омелюсик. Ситуация с игроками была настолько печальной, что вратарям Рыжченко и Андрею Свиркову пришлось вспомнить навыки игры в поле и выходить играть форвардами. Такие дела! Хорошо, что «Полесье» помогало – кого только они не отправляли в Бобруйск: кроме упоминаемой выше троицы Мелешко-Скоробогатый-Коновалов, играли за «Фандок» и Поляков, и Лукашов, и много кто еще… Апофеозом стал погром, учиненный минским «Динамо» 2 ноября 1994 года – 0:7!

Во второй круг входила уже другая команда – ФК «Бобруйск». Древообработчики окончательно открестились от команды, которой предстояло дожить свой век под горисполкомовским названием. Впрочем, изменилось не только название, но и состав – от прежней обоймы осталось всего-то три человека – Разумович, Кукар и Шустиков. В основном игроки уходили в дружественные «Шинник» и «Полесье». Появился и новый тренер – Александр Сабинин из России.

Говорить что-то о 1995 годе для ФК «Бобруйск» вряд ли нужно. Ничего хорошего там не было. Сезон 1994/95 на старом очковом багаже еще как-то завершили. Но там были и забастовки, и скандалы, и выходы вдевятером на поле, и много чего еще. То же самое было и в осеннем чемпионате-1995. Тренеру Сабинину в 44 года пришлось провести с десяток матчей непосредственно на поле и среди сброда, собравшегося под бобруйской вывеской, он был не худшим. Печальный конец для, в общем-то, неплохой команды. Хотя тот год мог стать концом и для всего бобруйского футбола, но «Шинник» спасся в переходных матчах.

Так закончилась жизнь команды, менявшей игроков, тренеров, покровителей и даже названия. Краткая, но достаточно яркая история, типичная для футбола после распада СССР. К «Фандоку» можно относиться по-разному, но нельзя не согласиться с тем, что ликвидация команды дала толчок к появлению сразу двух сильных клубов середины 90-х – МПКЦ и «Белшины».

Однако это уже совсем другая история…

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *